АО «Энерго Сервис» создано в 2006 г. в ответ на необходимость надежного энергоснабжения нефтепромыслов и утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) на нефтяных месторождениях.
Полученный в результате нефтедобычи газ подвергается либо утилизации, либо переработке, так как обычный выпуск ПНГ пожароопасен и может вредить экологии. Благодаря производству тепловой и электрической энергии при сжигании газа компания помогает избежать дефицита энергии при освоении запасов на месторождениях.
Компания осуществляет эксплуатацию и обслуживание трех газотурбинных электростанций (ГТЭС) Двуреченского и Игольско-Талового нефтяных месторождений. Суммарная электрическая мощность станций — 60 МВт, тепловая — 11 Гкал. Газотурбинная электростанция мощностью 24 МВт Игольско-Талового нефтяного месторождения является первой в Томской области ГТЭС. Помимо данного региона, компания осуществляет свою производственную деятельность на территории ХМАО — Югра, Тюменской области и Красноярского края. В работе предприятия занято свыше 100 высококвалифицированных сотрудников.
Отрасль внедрения: электроэнергетика
Название:
Объединяя расстояния: автоматизация процессов управления ТОиР на удаленных газотурбинных электростанциях
Особенность проекта автоматизации процессов управления ТОиР в АО «Энерго Сервис» — одновременный запуск 1С:ТОИР КОРП на пилотной и тиражных площадках. Пилотным объектом стала ГТЭС 24 Игольско-Талового нефтяного месторождения, тиражными площадками — ГТЭС 12 Игольско-Талового и ГТЭС 24 Двуреченского нефтяных месторождений.
Внедрив 1С:ТОИР КОРП, компания получила оперативный доступ к информации об основном оборудовании, технической документации и истории обслуживания. На предприятии работает прозрачная система учета работ по техническому обслуживанию и ремонтам. Ведется статистика по наработке, дефектам и простоям агрегатов и установок. Создан механизм автоматического расчета и корректировки графиков ППР, что значительно сократило время специалистов на актуализацию данных.
Статус проекта:
завершен
6 310
объектов ремонта
1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП
20
рабочих мест в 1С:ТОИР КОРП
Основное направление деятельности АО «Энерго Сервис» — производство электроэнергии и эксплуатация газотурбинных электростанций (ГТЭС) на нефтяных месторождениях. На предприятии работает собственная электролаборатория для проведения испытаний и измерений электрооборудования. Эксплуатационный персонал имеет возможность проходить тренажерную подготовку на программно-техническом комплексе, который позволяет имитировать модель АСУ ТП газотурбинных электростанций на Игольско-Таловом нефтяном месторождении.
Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонты энергетического оборудования осуществляются на ГТЭС эксплуатационным персоналом, специалистами тепломеханического оборудования (ТМО), электротехнического оборудования (ЭТО), АСУ ТП и КИПиА. Компания «Энерго Сервис» применяет комбинированную стратегию обслуживания оборудования — по наработке и состоянию. На подряд отдает гарантийные и капитальные ремонты основного оборудования — авиадвигателей, редукторов, турбогенераторов, их важных узлов и агрегатов, на которые распространяется гарантия производителя. Есть специализированные виды ремонтов, например, обмотка электродвигателя, которые выполняют сервисные организации.
До старта проекта автоматизации процессов управления ТОиР с помощью «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП» в компании отсутствовала централизованная база данных оборудования, нормативов, паспортов, запланированных и проведенных ремонтных работ. Информация хранилась в бумажных журналах, документах Word и Excel в разных подразделениях. Акты выполненных работ передавались по электронной почте, фотографии выполненных работ — в мессенджерах. Коммуникацию между подразделениями усложняло удаленное расстояние между станциями и офисом в 500 и 600 км. Также не было возможности провести оперативный анализ причин неисправностей на основе объективных данных о состоянии оборудования.
Павел Жирнов, ведущий инженер производственно-технического отдела АО «Энерго Сервис»:
«Когда появился 1С:ТОИР КОРП — все это свелось в одну единую систему. Теперь, чтобы провести анализ данных, не нужно листать журналы и делать выписку, так как вся необходимая информация уже есть в системе. Не нужно постоянно звонить и просить, чтобы тебе прислали паспорт предприятия-производителя или акт выполненных работ. Конечно, полностью мы не избавились от бумажных носителей, так как существует, например, тот же оперативный журнал, который мы обязаны вести в рамках законодательства, но уже оптимизируем объемы документов. Как пример, сократили в 10 раз количество страниц акта о выполнении этапа работ».
История знакомства АО «Энерго Сервис» с продуктом «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП» началась в 2012 г. Тогда специалисты компании планировали самостоятельно внедрить 1С:ТОИР КОРП редакции 1.3 и автоматизировать процессы управления ТОиР. Аналогичная ситуация случилась со второй редакцией продукта. В конечном итоге компания решила обратиться напрямую к разработчикам продукта — компании «Деснол Софт», которая свыше 18 лет носит статус российского центра компетенций по цифровизации процессов ТОиР и имеет в активе свыше 300 проектов автоматизации процессов управления ТОиР на предприятиях различных отраслей и сфер бизнеса.
Павел Жирнов, ведущий инженер производственно-технического отдела АО «Энерго Сервис»:
«У каждого агрегата есть определенный межремонтный ресурс. Например, когда истекает межремонтный ресурс (30 тыс. часов), то мы отправляем его в капитальный ремонт на завод-изготовитель. Каждые два часа проводится осмотр оборудования. После каждого осмотра вносятся данные о показателях работы оборудования, переключениях между основным и резервным оборудованием, фиксируются время, исполнители и выполненные работы. Раз в сутки снимаются данные о показателях эксплуатации оборудования. Вся информация вносится в оперативный журнал, который находится на главном счету начальника смены. Все эти данные ежедневно с утра получаем от производства по электронной почте в Excel. Такое внимательное отношение к данным связано с непрерывным процессом утилизации газа и постоянной выработкой энергии для обеспечения жизнедеятельности нефтяных месторождений».
Цель проекта: создать единую информационную среду для обеспечения оперативного доступа к оборудованию, нормативам, технической документации и истории ТОиР.
Задачи проекта:
Проект автоматизации процессов управления ТОиР в АО «Энерго Сервис» с помощью 1С:ТОИР КОРП проходил одновременно на пилотной и тиражных площадках. Благодаря авторской методике ведения проектов «Деснол Софт», апробированной на сотнях предприятиях России и стран СНГ, специалисты компании-разработчика предложили скомбинировать последовательные и параллельные потоки работ. Командировки с очным присутствием специалистов «Деснол Софт» организовали таким образом, чтобы одновременно запускать, корректировать и завершать работы на нескольких потоках одновременно.
Этапы проекта:
Для быстрой и автоматизированной загрузки данных из скан-копий паспортов основного оборудования использовали АРМ «Паспортизация». С помощью шаблонов Excel в систему 1С:ТОИР КОРП были внесены данные о персонале и номенклатуре.
Провели исследование бизнес-процессов и настроили систему для работы пользователей, не прибегая к сложным доработкам. Для этого в 1С:ТОИР КОРП предусмотрены широкие возможности кастомизации — 80+ функциональных опций можно настроить без программирования.
Проведены настройка системы 1С:ТОИР КОРП на двух тиражных площадках и очное обучение ключевых пользователей в офисе и на производстве, которое находится в 600 км от офиса. Всего обучение прошли 30 сотрудников.
Последовательный запуск бизнес-процессов. Результаты запуска бизнес-процессов в ОПЭ помогли выработать рекомендации для последующего развития информационной системы, а также подготовить пилотную и тиражную зоны для ввода в промышленную эксплуатацию.
В контур проекта автоматизации процессов управления ТОиР с помощью 1С:ТОИР КОРП вошли инженерный состав центрального офиса, а также эксплуатационный персонал и специалисты АСУ ТП и КИПиА. Внесением первичной информации, а также формированием графиков ППР и шаблонов по внешним основаниям для проведения ремонтных работ занимаются сотрудники ПТО. Информацию по дефектам вносят в систему специалисты производственных подразделений.
В зоне автоматизации оказались следующие процессы:
Учет оборудования и нормативов
Учет показателей эксплуатации
Планирование ТОиР
Управление МТО ремонтов
Управление персоналом
Управление нарядами и работами
Ключевые отчеты, которые использует в работе АО «Энерго Сервис»
Список оборудования
Простой оборудования
Выявленные дефекты
Основные показатели, которыми пользуется компания для мониторинга KPI
Количество запусков оборудования
План-факт выполненных работ
Средняя продолжительность технического обслуживания (ремонтов)
В 2024 г. компания планирует внести в систему 1С:ТОИР КОРП вспомогательное оборудование. Это порядка 6,5 тыс. объектов ремонта. Уже подготовлена база для интеграции корневого продукта с АСУ ТП на ГТЭС Игольско-Талового нефтяного месторождения. Пока этим вопросом АО «Энерго Сервис» вплотную не занимается, так как в приоритете после внесения всех данных по оборудованию и нормативам — блок МТО по списанию и заказам запасных частей. Для запуска данного блока потребуется внесение номенклатурных позиций в технические карты вспомогательного оборудования. После запуска процессов списания и заказа запасных частей АО «Энерго Сервис» перейдет к вопросам интеграции с АСУ ТП.
Фидан Кувандыков, начальник производственно-технического отдела АО «Энерго Сервис»:
«Когда именно планируем запустить процесс интеграции сказать сложно. Думаю, это вопрос двух-трех лет. На данный момент в фокусе внимания — внесение данных о вспомогательном оборудовании и обучение сотрудников работе в системе 1С:ТОИР КОРП. Чтобы вновь приходящему персоналу, который пройдет основное обучение, была сразу же понятна специфика работы в системе, разрабатываем подробные инструкции на основе типовых инструкций «Деснол Софт» и специфики нашей деятельности. Одну часть инструкций создаем в соответствии с ролями пользователей, другую часть — в соответствии с особенностями формирования документов в системе. Мы уже создали семь инструкций. Каждая инструкция — это 60 страниц с подробными скриншотами и описанием действий. Планируем создать еще порядка 15–20 документов».
Источник фото: energo-service.su
Выстроена верхнеуровневая иерархия справочников объектов ремонтов, технологических и маршрутных карт. Сформирована электронная база данных оборудования и нормативов, которая содержит корректную иерархию, информацию об оборудовании и техническую документацию. Это значительно экономит время инженеров и руководителей подразделений, находящихся в удаленной от производственных площадок локации. Теперь им не нужно использовать разрозненные средства связи для получения оперативной и актуальной информации о состоянии оборудования и проведенных работах, а также тратить время на телефонные звонки, так как вся необходимая информация хранится и актуализируется в системе.
Сбор статистики по показателям эксплуатации оборудования, дефектам, простоям оборудования, проведенным ремонтным работам по устранению дефектов позволяет совершенствовать управление ТОиР, собирать информацию для дальнейшего анализа и снижения рисков отказа оборудования.
Все работы на основном оборудовании фиксируются и закрываются актами о выполнении этапа работ, где указываются также израсходованные материалы и использованный инструмент. После создания акта о выполнении этапа работ приходит оповещение по электронной почте, что значительно ускоряет документооборот. Внедрен процесс приемки и подтверждения работ с помощью акта о приемке выполненных работ.
Специалисты АО «Энерго Сервис» получили возможность не только оперативно принимать управленческие решения, но и планировать ремонтные работы на основе объективных данных о состоянии оборудования и планфактного анализа выполненных работ.
Если ранее для определения ответственных за выполнение ремонтов приходилось поднимать бумажные журналы и переписку в почте, то теперь ответственные и исполнители ремонтных работ указаны непосредственно в документах системы.
Ранее общие графики ППР велись в Excel, что требовало больших временных затрат на актуализацию данных. Теперь специалисты АО «Энерго Сервис» используют удобный инструмент для автоматического расчета и корректировки графиков с учетом фактической наработки и внеплановых ремонтов. Графики ППР формируются специалистами отдела ПТО и в дальнейшем используются производственными подразделениями.