Тольяттикаучук (ПАО «Татнефть»)

Тольяттикаучук (ПАО «Татнефть»)

Кратко о компании

ООО «Тольяттикаучук» (ПАО «Татнефть») — одно из крупнейших предприятий нефтехимического комплекса России. Расположено в городе Тольятти Самарской области.

Основная деятельность предприятия — производство синтетических каучуков различных марок, которые являются сырьем для шин и резинотехнических изделий. Компания входит в десятку крупнейших экспортеров Самарской области и ежегодно производит более 200 тыс. тонн каучука и более 120 тыс. тонн высокооктанового компонента к бензину.

В структуре предприятия — 6 основных производств по выпуску синтетических каучуков, мономеров и промежуточных продуктов, а также 2 вспомогательных производства по обеспечению энергоресурсами и ремонту оборудования. Помимо этого, в состав предприятия входят товарно-сырьевой цех и цех электроавтоматики и измерений. На предприятии трудятся более 2000 сотрудников.

Отрасль внедрения: химическая, нефтедобывающая промышленность

Кратко о проекте

В 2020 году служба по техническому обслуживанию и надежности «Тольяттикаучук» выступила в качестве заказчика проекта автоматизации процессов ТОиР с целью внедрения инструментов повышения эффективности работы оборудования и управления стоимостью его владения. Предприятие было вынуждено отказаться от использования импортной системы автоматизации ТОиР — требовалось обеспечить переход на решение, разработанное на платформе 1С. Компания «Деснол Софт» реализовала проект автоматизации в короткие сроки в дистанционном режиме, внедрила разработанную ею систему 1С:ТОИР 2 КОРП, выполнила необходимые доработки и интеграцию с системой для управления ресурсами предприятия (модифицированной на базе 1С:УПП), а также с АСУ ТП (General Electric Historian), подготовила пользователей к работе в новой цифровой среде.


Награды

Масштаб

66 000+

объектов ремонта

Объекты ремонта

Емкостное оборудование, колонное оборудование, грузоподъемное оборудование, электрооборудование, оборудование КИП, компрессорное, насосное, вентиляционное, АСУ ТП

Решение

1С:ТОИР 2 КОРП Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 

Автоматизировано

100

рабочих мест


Мы оценили возможности 1С:ТОИР 2 КОРП, разработчиком которой является «Деснол Софт», и пришли к выводу, что базовый функционал системы полностью удовлетворяет нашим требованиям и поможет решить существующие проблемы. Начать решили с внедрения блока учета оборудования, нормативов, показателей эксплуатации и доработки блока бюджетирования затрат на ТМЦ и услуги под наши требования. В начале 2020 года специалисты «Деснол Софт» провели на нашем предприятии обследование процессов ТОиР, зафиксировали предварительные требования к доработкам процессов бюджетирования, а также определили объем исторических данных по оборудованию и нормативам, которые необходимо перенести с помощью шаблонов Excel в новую систему. Мы решили, что не будем выбирать пилотные площадки, а внедрим систему сразу на всем предприятии — это 6 основных и 2 вспомогательных производства

EAM_Tolyattikauchuk_Desnol2022.pdf

application/pdf, 2.11MB

Скачать Скачать

Предпосылки проекта

Немного истории

ООО «Тольяттикаучук» — предприятие со славной историей. Решение о строительстве завода было принято в 1949 году, первая продукция выпущена в 1961-м (тогда предприятие именовалось Куйбышевским заводом синтетического каучука), а уже в 1966-м завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В новом веке компания претерпела серьезное техническое перевооружение. В 2001 году «Тольяттикаучук» вошел в состав крупнейшего на тот период нефтехимического холдинга страны «СИБУР». В 2014-м на базе производственной площадки предприятия был создан целый индустриальный парк «Тольяттисинтез». А в 2016–2018 годах выполнялся целый ряд серьезных мероприятий, направленных на повышение эффективности и экологической безопасности производства.

В 2019 году предприятие перешло в состав ГК ПАО «Татнефть» (головная компания Группы «Татнефть» расположена в г. Альметьевске Республики Татарстан). Смена собственника потребовала определенных мероприятий по цифровой трансформации.

Переход с импортной системы на 1С

До 2020 года учет ТОиР на предприятии вели в автоматизированной информационной системе (АИС) импортного производства — Infor EAM (Oracle). Однако после смены собственника «Тольяттикаучук» прежнее ПО стало недоступно, и компании необходимо было интегрироваться в информационную среду Группы «Татнефть», а это — среда 1С, при этом уровень автоматизации весьма высокий.

Не имея возможности работать в автоматизированной информационной системе, специалисты «Тольяттикаучук» столкнулись с проблемой: формирование любых отчетов по ТОиР стало длительным и трудоемким делом. Во-первых, их приходилось теперь формировать вручную. Во-вторых, данные по ремонтам вносились в систему управления ресурсами предприятия модифицированную систему «1С:Управление производственным предприятием», а сформировать требуемые отчеты в этой системе не представлялось возможным.

Проблематика ТОиР

За процессы ТОиР в «Тольяттикаучук» отвечает служба по техническому обслуживанию и надежности, в которой трудятся на более 100 специалистов. Это отдельное подразделение, которое входит в состав предприятия и подчиняется главному инженеру.

Реализация проекта автоматизации ТОиР была призвана решить следующие проблемы:

  • разрозненность используемых информационных систем;
  • высокая трудоемкость ручного планирования ТО и ремонтов;
  • отсутствие оперативной информации о состоянии оборудования для принятия управленческих решений;
  • отсутствие аналитики причин простоев оборудования, влияющих на недовыпуск продукции.

Для перехода на новую АСУ ТОиР требовалась загрузка данных по оборудованию (а это около 60 тысяч объектов ремонта), нормативам планирования, необходимой НСИ из смежных систем, а также разработка интеграции между системой управления ремонтами и базами доработанной 1С:УПП и АСУ ТП (General Electric Historian).

gallery
gallery
gallery
gallery

Цели и задачи проекта

Задачи:

  • Завершить внедрение системы для управления ремонтами на платформе 1С до конца 2020 года и достичь высокого уровня зрелости автоматизации процессов ТОиР, который обеспечивает система 1С:ТОИР 2 КОРП, к декабрю 2021 года.
  • Обеспечить снижение трудоемкости по проведению анализа работ, планирования и проведения ремонтов и планирования ресурсов.

  • Обеспечить сокращение внеплановых остановов и ремонтов оборудования, влияющих на недовыпуск продукции.

  • Обеспечить своевременное обслуживание оборудования.

  • Сформировать актуальную базу данных оборудования и нормативов.
  • Сформировать базу данных типовых дефектов оборудования.
  • Обеспечить анализ причин простоев оборудования, влияющих на недовыпуск продукции.
  • Автоматизировать процесс бюджетирования ремонтов.
  • Автоматизировать планирование ТО и ремонтов оборудования.
  • Интегрировать 1С:ТОИР 2 КОРП в ИТ-инфраструктуру предприятия посредством обмена данными с уже используемыми доработанной 1С:УПП и АСУ ТП (General Electric Historian).

Цель 1: Трансформировать систему управления ТОиР Группы «Татнефть»

Цель 2: Повысить производительность работ по ТОиР

Специалисты «Деснол Софт» создали в 1С:ТОИР весьма продвинутый и удобный для нас механизм бюджетирования. Мы планируем ремонтные работы на год как в рамках услуг (которые выполняют подрядчики), так и по ТМЦ (которые мы осваиваем самостоятельно, т.е. хозспособом). После согласования сформированного бюджета выполняется закупка необходимых ТМЦ. Затем они поступают на склад или же передаются подрядчику (в рамках услуг). Теперь каждый ремонт обеспечен ресурсами, а фактический расход ТМЦ (как подрядчиками, так и службой по эксплуатации) раздельно фиксируется в системе 1С:ТОИР

Этапы внедрения

Общая продолжительность проекта автоматизации управления ремонтами в «Тольяттикаучук» — 7,5 месяца. Первые два этапа — «Паспортизация» и «Адаптация, интеграция, обучение» — проходили практически одновременно: с мая по сентябрь 2020 года, что позволило существенно сэкономить время. По завершении второго этапа стартовал третий — опытно-промышленная эксплуатация (ОПЭ) — он длился с середины сентября практически до конца 2020 года. 

Кроме службы по техническому обслуживанию и надежности, к проекту был привлечен целый ряд представителей других заинтересованных подразделений. Так, в обучении работе в 1С:ТОИР участвовали в том числе специалисты служб главного механика, метролога и энергетика, которым необходимо работать с системой, а также (что важно!) представители службы по персоналу, ведь дальнейший процесс обучения новых сотрудников предстояло организовывать им. А вот планово-экономическая служба сотрудничала с командой проекта при формировании требований к интеграции между 1С:ТОИР 2 КОРП и доработанной 1С:УПП.

1

На этапе паспортизации в систему 1С:ТОИР 2 КОРП загружены следующие данные: 66 000+ объектов ремонта; 9 000 типовых объектов ремонта; 263 000 технологических операций; 12 700 технологических карт

2

Адаптация, интеграция, обучение. В ходе адаптации выполнили необходимые настройки и доработки системы, создали дополнительные отчеты. Настроили интеграцию 1С:ТОИР 2 КОРП с модифицированной 1С:УПП, с АСУ ТП (General Electric Historian)

3

На этапе опытно-промышленной эксплуатации пользователи, уже обученные работе в системе, начинают регулярно вносить и анализировать оперативные данные в 1С:ТОИР

Экономический эффект

35%

Ускорение получения управленческой отчетности

30%

Ускорение получения регламентированной отчетности

8%

Сокращение производственных издержек

20%

Сокращение длительности простоев оборудования

Результаты проекта

Компания «Деснол Софт» реализовала проект автоматизации в короткие сроки в дистанционном режиме, внедрила разработанную ею систему 1С:ТОИР 2 КОРП, выполнила необходимые доработки и интеграцию с системой для управления ресурсами предприятия (модифицированной на базе 1С:УПП), а также с АСУ ТП (General Electric Historian), подготовила пользователей к работе в новой цифровой среде.

В результате перехода с импортной системы автоматизации управления ремонтами на отечественное решение 1С:ТОИР 2 КОРП» компании «Тольяттикаучук» (ПАО «Татнефть») удалось получить следующий экономический эффект:

  • Экономия на стоимости ПО и лицензий, а также интеграции и сопровождения решения для управления ремонтами за счет перехода на 1С:ТОИР 2 КОРП составила 24,5 млн руб.
  • Созданная в 1С:ТОИР 2 КОРП база данных оборудования и нормативов позволяет не только вести учет, но и управлять активами с применением комбинированных стратегий обслуживания основного технологического оборудования. RCM-анализ, выполняемый вне 1С:ТОИР, дополняет риск-ориентированные принципы обслуживания для критичного и средне критичного оборудования, что позволяет совершенствовать программу обслуживания, формируемую в 1С:ТОИР, и достичь экономии, по экспертной оценке, до 5 млн руб.

features

В базу 1С:ТОИР 2 КОРП внесены данные об оборудовании, по которому учитываются ремонтные воздействия (техкарты, нормативы)

1С:ТОИР позволяет фиксировать и анализировать повторяющиеся дефекты на оборудовании, а также типизировать выявляемые дефекты

features

Интеграции

Система 1С:ТОИР 2 КОРП интегрирована в ИТ-инфраструктуру предприятия, обменивается данными с доработанной 1С:УПП и АСУ ТП (General Electric Historian)

features

Повышение производительности

Сократились ручные операции, повысилась производительность ремонтных подразделений

features

Повысилась прозрачность учета

Учет данных по оборудованию, который ведется в базе 1С:ТОИР 2 КОРП, позволяет получать отчетность, необходимую для формирования обоснованных плановых
затрат на ТОиР. Для оценки результативности также используется «Монитор KPI» — удобная подсистема 1С:ТОИР

features

Создана основа для развития

В планах у «Тольяттикаучук» — внедрение процессов управления надежностью оборудования:

  • FMEA (Failure Mode and Effects Analysis — анализ видов и последствий отказов)
  • RCA (Root Cause Analysis — поиск и анализ корневых причин отказов)
  • RCM (обслуживание, ориентированное на надежность)
  • RBI (Risk-Based Inspection — мониторинг активов с учетом фактора риска)

Компания «Деснол Софт» проводила проект автоматизации управления ремонтами в ООО «Тольяттикаучук» в течение 2020 года — в условиях мировой пандемии. Обследование, внедрение, обучение — всё проходило дистанционно — через Zoom, Skype, Teams и электронную почту, а также через удаленное подключение к используемым информационным системам. Все требования к информационной безопасности были безукоризненно соблюдены. Дистанционный формат не отразился на качестве внедрения, что, конечно же, говорит о профессионализме специалистов «Деснол Софт»