Интеграционные возможности 1С:ТОИР 2 КОРП на примере кейсов

На совместном вебинаре фирмы «1С» и «Деснол Софт» руководитель группы проектов по внедрению EAM-решений в компании «Деснол Софт» Сергей Грачев рассказал о современных интеграционных возможностях 1С:ТОИР 2 КОРП и подкрепил свое описание реальными кейсами. Здесь мы приводим его рассказ об особенностях интеграции 1С:ТОИР 2 КОРП с ключевыми решениями на платформе «1С:Предприятие 8.3» («1С:ERPУправление предприятием 2», «1С:Управление торговлей», «1С:Зарплата и управление персоналом»), а также с АСУ ТП и системой мониторинга производственного оборудования АИС «Диспетчер».

С чем интегрируется решение для управления ремонтами оборудования

Уже более 15 лет мы занимаемся автоматизацией процессов ТОиР на предприятиях России и ближнего зарубежья. За это время мы выполнили более 250 проектов и в этом вопросе приобрели значительный опыт.

Интеграция с учетными системами и сервисами

Как правило, любое внедрение ЕАМ-системы предполагает тесное переплетение процессов управления ремонтами и смежных процессов, касающихся бюджетирования ТОиР, учета МТО, кадрового учета, списания ТМЦ под нужды ремонтов. В большинстве случаев это достигается интеграцией 1С:ТОИР и учетных систем, которые есть на предприятиях заказчика.

Система EAM должна быть органично встроена в IT-ландшафт предприятия, поэтому мы предусматриваем интеграционные механизмы уже в коробочном решении.

image_01.JPG

1С:ТОИР в этом плане очень гибкое решение и позволяет настраивать интеграцию с такими учетными системами, как:

  • «1С:ERPУправление предприятием 2»;
  • «1С:Комплексная автоматизация 2»;
  • «1С:Управление торговлей 11»;
  • «1С:Зарплата и управление персоналом 8»;
  • «1С:Документооборот»;
  • «1С:RCMУправление надежностью»;
  • «1С:Производственная безопасность. Промышленная безопасность»;
  • а также сервисом «1С:Номенклатура».

Интеграция с АСУ ТП и системами мониторинга оборудования

Помимо этого, есть необходимость интеграции с АСУ ТП и системами мониторинга данных о состоянии оборудования. Основные данные, которые считывают системы АСУ ТП и мониторинга оборудования, — это наработка, многочисленные параметры работы оборудования, а также информация по простоям. Эти данные используются для последующего анализа в 1С:ТОИР. Такой подход весьма прогрессивен, ведь он предполагает управление ТОиР на основе точных данных, исключая человеческий фактор и ошибки при вводе, исключая возможность несвоевременного поступления информации. Те, кто к этому готов, получают абсолютно новый уровень управляемости процессов обслуживания оборудования, подготавливая себя к проактивным стратегиям.

image_02.JPG

Итак, у нас предусмотрена штатная интеграция:

  • с АСУ ТП самых разных уровней и модификаций,
  • а также абсолютно новая интеграция с системой мониторинга оборудования АИС «Диспетчер».

Инструкции по интеграции

Нами разработана подробная документация и инструкции по каждой из интеграций, которые включены в комплект поставки 1С:ТОИР 2 КОРП.

В этих инструкциях:

  • информация о соответствии объектов в интегрируемых системах;
  • направления миграции нормативно-справочной информации и документов;
  • особенности синхронизации данных;
  • примеры сценариев работы пользователей;
  • наглядный пример использования интеграции.

В каждом случае есть помощник настройки синхронизации, возможность настройки параметров отправки и получения данных, а также сопоставления данных при первоначальной загрузке.

image_03.JPG

Интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с 1С:ERP

А теперь давайте поговорим о некоторых из интеграций в отдельности. Начнем с интеграции «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» с «1С:ERP Управление предприятием 2».

На смену 1С:УПП пришла 1С:ERP

Система класса ERP как решение для управления ресурсами предприятия позволяет автоматизировать практически все бизнес-процессы организации в рамках одной информационной системы. Это помогает избежать владения большим количеством разрозненных конфигураций и сократить расходы на их поддержку и развитие. ERP-системы обеспечивают полный доступ к каждому бизнес-процессу предприятия, что делает учет в системе прозрачным.

На смену популярной ранее интеграции 1С:ТОИР с 1С:УПП (Управление производственным предприятием) сейчас приходит интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с 1С:ERP.

image_04.JPG

Почему важно сохранить интеграцию с 1С:ТОИР при переходе на 1С:ERP

При этом мы отмечаем, что каждая из компаний, что до сих пор пользуются 1С:УПП, но при том уже внедрили 1С:ТОИР 2 КОРП, говорит о том, что зона развития — это переход на 1С:ERP с сохранением интеграции с 1С:ТОИР 2 КОРП.

Это говорит о том, что отраслевое решение 1С:ТОИР, интегрированное с мастер-системой управления предприятием класса ERP, востребовано. Оно помогает не просто вести учет в рамках процесса управления ремонтами. Оно помогает:

  • управлять процессом на высоком профессиональном уровне (т.е. планировать, выполнять и контролировать конкретные действия по ремонтам и обслуживанию оборудования);
  • использовать мощные возможности аналитики, которые уже сейчас есть в 1С:ТОИР 2 КОРП;
  • расширять возможности оптимизации затрат и повышения эффективности за счет сокращения простоев, повышения отдачи от активов, повышения производительности ремонтной службы, а также тиражирования и масштабирования решения.

Механизм интеграции

Интеграция с 1С:ERP предполагает передачу в 1С:ТОИР всей общей нормативно-справочной информации, что позволяет работать в одном информационном пространстве. 1С:ТОИР, в свою очередь выступает стороной, которая инициирует потребность в ТМЦ и запасных частях, необходимых для проведения ремонтных работ. В 1С:ТОИР также отражается фактическое количество израсходованных материалов и эта информация передается в ERP.

image_04.JPG

image_05.JPG

Пример интеграции 1С:ТОИР и 1С:ERP

Давайте рассмотрим интеграцию с 1С:ERP на примере реального кейса.

Представим себе предприятие пищевой промышленности федерального масштаба. До внедрения 1С:ТОИР 2 КОРП и настройки интеграции с учетной системой специалисты заказчика формировали потребность в материалах и запасных частях на основании данных прошлых лет и опыта сотрудников (как сейчас это делают многие предприятия, у которых не автоматизированы процессы ТОиР). При этом обосновать и защитить такую потребность было очень проблематично. Закупка материалов для ремонтов производилась без назначения (то есть без указания, под какой ремонт ТМЦ закупаются), поэтому по факту поступления ТМЦ на склад в выигрышной ситуации оказывались те сотрудники, которые раньше других успевали забрать ТМЦ со склада.

Списание ТМЦ производилось один раз в месяц одним общим документом по подразделению. При этом под какие ремонты каких основных средств были израсходованы те или иные ТМЦ, было абсолютно непонятно. Да и остатки на складах актуализировались только один раз в месяц — в период списания.

image_05.JPG

Как же изменилась ситуация после внедрения 1С:ТОИР и настройки интеграции с учетной системой?

  • Во-первых, у сотрудников появился инструмент планирования потребности в ТМЦ под нужды ремонтов. На основании нормативных затрат ТМЦ после формирования ремонтной программы на следующий год специалисты получили возможность сформировать обоснованную потребность в материалах и запасных частях. На защите потребности в случае возникновения вопросов: «Почему необходимо именно столько подшипников?» они могли точно ответить: под ремонт каких основных средств, в какие даты необходимо указанное количество подшипников. Когда потребность согласована, информация передается в учетную систему для формирования бюджета на будущий год.
  • Во-вторых, заявки на закупку теперь формируются под конкретные ремонты, они передаются в учетную систему, где назначение также сохраняется. При поступлении материалов их могут забрать только для выполнения ремонта, под который данные ТМЦ закупались. Никто другой не может забрать «чужие» материалы и запасные части.
  • В-третьих, списание ТМЦ теперь стали выполнять после каждого ремонта и при этом в разрезе объектов ремонта, т.е. понятно, под какое оборудование происходило списание. Это позволяет, во-первых, постоянно видеть актуальные остатки в ТОИРе, а во-вторых, руководство стало понимать, какие затраты несет обслуживание каждой единицы оборудования.
image_06.JPG

Таким образом:

  • интеграция 1С:ТОИР с учетной системой класса ERP позволила навести порядок в учете, сделать более прозрачным процесс закупки ТМЦ;
  • инженеры получили возможность отслеживать текущий статус поступления материалов непосредственно в 1С:ТОИР;
  • актуальность остатков стала поддерживаться в режиме реального времени (максимальная задержка 5 минут — периодичность обмена).

Интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с «1С:Управление торговлей»

А теперь рассмотрим интеграцию между 1С:ТОИР и «1С:Управление торговлей». На самом деле, принципы обмена данными при интеграции с 1С:УТ схожи с принципами обменена данными и назначением интеграции с 1С:ERP. Хотя в гораздо меньших масштабах.

image_07.JPG

И снова пример: давайте на практике рассмотрим, как интеграция с 1С:УТ помогает оптимизации затрат и способствует снижению числа ошибок при управлении ремонтами.

Компания «Сумитек Интернейшнл», официальный дистрибьютор спецтехники компании Komatsu, занимается обслуживанием своих клиентов, которые приобрели и используют технику Komatsu для горнодобычи.

Для выполнения ремонтов механики, которые выезжают на заявки, должны получить все необходимые материалы на складе. Чтобы получить материалы, необходима требование-накладная. Она предназначена для того, чтобы механики могли выписать инструменты, спецприспособления, запасные части, ГСМ — всё, что нужно для проведения ТО.

До внедрения 1С:ТОИР требование-накладная была бумажной. Механик, получив заявку на ремонт, приходил с бумажкой на склад, ему каждый раз приходилось ждать, пока складские рабочие примут заказ, соберут и выдадут его. Такое ожидание «в подвешенном состоянии» могло занимать несколько часов. А если вдруг заказ собирали не полностью или не в той комплектации, что, как правило, обнаруживалось только во время ремонта, это сильно било по бюджету компании. Ведь, чтобы выполнить ремонт горнодобывающей техники, механики проделывают до места обслуживания путь в 200–500 километров! Только представьте себе: проехать 500 километров и обнаружить, что не взял нужную деталь!

image_08.JPG

Так вот. Что происходит сейчас. Весь процесс автоматизирован. Сервисный инженер «Сумитек Интернейшнл» создает заявку на ремонт в 1С:ТОИР, она сразу же «улетает» в «1С:Управление торговлей», и, когда механик приходит получать свой необходимый заказ на запчасти и материалы, тот уже либо в процессе сборки, либо сформирован. То есть механик не тратит время на ожидание, а сразу собирается и отправляется к заказчику для выполнения работ.

Более того, практически до нуля снижена возможность ошибки, ведь набор для комплектации заказа на складе «подсказывает» 1С:ТОИР, а подстраховывает его мобильное приложение, которым пользуются механики, — оно помогает проверить, все ли запчасти и инструменты механик взял с собой перед выездом.

Интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с «1С:ЗУП»

А теперь в фокусе нашего внимания — интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с «1С: Зарплата и управление персоналом».

Интеграция с 1С:ЗУП предназначена для хранения в 1С:ТОИР актуальной информации по сотрудникам, документам кадрового учета, графикам работы персонала. Интеграция с 1С:ЗУП, как правило, односторонняя, в которой мастер-системой выступает 1С:ЗУП, а 1С:ТОИР является принимающей стороной.

image_09.JPG

И снова пример.

На проекте в крупной агропромышленной компании интеграция 1С:ТОИР с 1С:ЗУП была реализована уже после запуска системы. И первое время сотрудники сталкивались с такой проблемой. В отделах ТОиР одним из KPI, выполнение которого влияет на премиальную составляющую, является загрузка сотрудников ремонтной службы. Для этого нужно знать, сколько сотрудник должен отработать за месяц в соответствии со своим графиком работы и сколько он фактически отработал. Вторую часть данных позволяет получить 1С:ТОИР за счет фиксации факта выполнения ремонтных работ и указания времени работы сотрудников. А вот доступное время работы сотрудника системе было неизвестно.

Сотруднику, который отвечает за подготовку данных, приходилось брать из 1С:ЗУП информацию по табелю рабочего времени, выгружать в Excel. Потом выгружать из ТОИРа в Excel данные о фактически отработанных часах. А затем сводить все в одну таблицу для того, чтобы рассчитать загрузку ремонтного персонала и определить, достигнут KPI или нет. Всё это было трудоемко, занимало несколько часов, да и к тому же приходилось повторять каждый месяц.

image_10.JPG

После реализации интеграции с 1С:ЗУП, в ТОИРе хранится всегда актуальный перечень сотрудников. В случае перевода, увольнения сотрудника или приема на работу нового сотрудника эта информация сразу поступает в 1С:ТОИР. Это позволяет анализировать плановую доступность специалистов, проводить анализ загрузки персонала. И, что самое главное в этом примере, трудозатраты на формирование отчета для расчета KPI сократились с нескольких часов до 10 минут. Что не может не радовать сотрудника, который отвечает за этот процесс.

Помимо этого, интеграция с 1С:ЗУП важна в том случае, когда в 1С:ТОИР проводят ресурсное планирование — когда для корректного назначения работ нужно понимать, в какое время сотрудник будет доступен в соответствии с графиком работы. Поддерживать эту информацию в ручном режиме очень трудозатратно, особенно есть учесть, что график работы может меняться очень часто — например, в случае временного совместительства, изменения графика на период отпуска другого сотрудника и так далее. При этом актуальная информация о доступном времени работы очень важна.

Итак, интеграция с 1С:ЗУП решает проблему, от которой напрямую зависит оптимизация такого ресурса, как рабочее время персонала. И это еще один из примеров, как мы влияем на эффективность управления ремонтами.

Интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с «1С:Документооборот»

А теперь перейдем к вопросу согласования документов.

Бесшовная интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с «1С:Документооборот» позволяет производить согласование документов даже теми сотрудниками, которые не работают в 1С:ТОИР. При этом для настройки цепочек согласования используются механизмы 1С:ДО, которые более вариативные и гибкие по сравнению с типовым согласованием в 1С:ТОИР.

Сотрудники могут согласовывать через «1С:Документооборот» заявки на ремонт, план-графики ППР и другие элементы системы. У инициатора процесса есть возможность отслеживать ход согласования, устанавливать связи с другими документами 1С:ДО. Согласующие могут выполнять задачи как в 1С:ТОИР, так и в 1С:ДО. Таким образом, интеграция с 1С:ДО позволяет сократить время согласования документов в несколько раз.

image_11.JPG

Интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с АСУ ТП

А теперь — об очень популярной сегодня теме, а именно, управлении на основе точных данных. Для этого в 1С:ТОИР 2 КОРП предусмотрена интеграция с системами управления технологическими процессами.

В чем отличие между АСУ ТП и SCADA?

Говоря об автоматизированных системах управления технологическими процессами, мы встречаем два термина — АСУ ТП и SCADA.

АСУ ТП представляет собой совокупность технических и программных средств, позволяющую в автоматическом режиме управлять оборудованием на предприятиях промышленной сферы.

Программно-технический комплекс АСУ ТП делится на три уровня:

  • верхний (компьютеры),
  • средний (контроллеры),
  • нижний (полевое оборудование, датчики, исполнительные механизмы).

SCADA-система — это программно-аппаратный комплекс сбора данных и диспетчерского контроля. Главная задача SCADA-систем — сбор информации о множестве удаленных объектов, поступающей с пунктов контроля, и отображение этой информации в едином диспетчерском центре. Кроме того, SCADA-система должна обеспечивать долгосрочное архивирование полученных данных. Диспетчер зачастую обладает возможностью не только пассивно наблюдать за объектом, но и управлять им, реагируя на различные ситуации.

Любая SCADA-система включает три компонента:

  • удаленный терминал,
  • диспетчерский пункт управления
  • и коммуникационную систему.

По сути, SCADA-система является составной частью АСУ ТП.

image_12.JPG

Как работает интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с АСУ ТП?

Универсальная интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с АСУ ТП работает следующим образом. АСУ ТП (или SCADA-система) записывает данные в реляционную базу данных. 1С:ТОИР посредством COM-объекта подключается к этой базе данных и загружает данные из соответствующих таблиц в соответствии с настройками. Таким образом, для работы интеграции необходим доступ к промежуточной базе данных, в которой хранятся данные АСУ ТП, с помощью технологии COM.

1С:ТОИР неважно, какая АСУ ТП и SCADA-система используются, какие датчики и устройства подключены к оборудованию для считывания данных. Также не влияют на это и OPC-сервера (механизм OPC позволяет преобразовывать данные нижнего уровня АСУ ТП любого формата, приводить их к универсальному стандарту и передавать на верхний уровень). Интеграция 1С:ТОИР с АСУ ТП позволяет изолировано работать от самой системы управления.

На схеме ниже вы видите пример, как настроена интеграция между Master SCADA и 1С:ТОИР для управления обслуживанием инфраструктурных объектов на спортивной базе футбольного клуба «Зенит». Там была реализована эта интеграция.

image_13.JPG

Как влияет измерение показателей на эффективность процессов ТОиР?

На предприятиях, с которыми мы сталкиваемся в своей работе, системы АСУ ТП могут выполнять разные функции:

  • это регистрация, контроль и измерение технологических параметров,
  • сигнализация состояния запорной арматуры (задвижки, краны и т.д.),
  • технологическая сигнализация в случае нарушения техпроцесса и т.д.

Для 1С:ТОИР наибольший интерес представляет регистрация значений различных показателей эксплуатации. К ним относятся наработка, остановы оборудования, значения различных показателей работы оборудования (температура, давление и пр.).

Какое влияние оказывает измерение этих показателей на эффективность процессов ТОиР?

  • Наработка влияет на даты выполнения ремонтных работ в случае планирования обслуживания по наработке.
  • Простои оборудования влияют на коэффициент его технической готовности.
  • Значения показателей работы оборудования могут сигнализировать о скрытом дефекте или аномалии в работе.

Таким образом, все эти показатели очень важны для анализа, а потому должны регулярно заноситься в систему.

Например, на проекте в МПК «Коломенский» мы реализовали интеграцию с АСУ ТП в части получения данных по наработке. Всё динамическое оборудование имеет датчики, которые фиксируют наработку. Сама АСУ ТП в целях информационной безопасности закрыта для доступа, поэтому интеграция была реализована через промежуточную базу данных MySQL, в которую данные выгружались с определенной периодичностью.

Интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с АСУ «Диспетчер»

И, наконец, относительно новая интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с системой мониторинга промышленного оборудования АИС «Диспетчер».

Запрос на эту интеграцию мы получили от наших клиентов. Сделали типовой модуль интеграции совместно с разработчиком — компанией «Цифра», а затем реализовали первый проект по интеграции. Пилот был реализован на предприятии «Ломоносовский опытный завод», которое занимается производством комплектующих для РЖД и метрополитена.

image_14.JPG

Как вы видите на схеме , интеграция охватывает 1С:ERP, 1С:ТОИР и «АИС Диспетчер». В АИС «Диспетчер» хранится архив управляющих программ, что удобно для контроля производства. Из 1С:ERP в АИС «Диспетчер» выгружается номенклатура и техпроцесс на новые изделия. В АИС формируются сменно-суточные задания: данные по их выполнению можно отслеживать по каждому станку — каждое состояние (ремонт, простой, ожидание) фиксируется через систему мониторинга. В зависимости от параметров контроля производства ведется либо контроль времени, либо контроль подсчета деталей, либо процесс выполнения управляющей программы.

Таким образом, АИС «Диспетчер» используется на заводе как:

  • архив управляющих программ;
  • инструмент для контроля производства.

А вот все ремонты ведутся именно в 1С:ТОИР. Получается отличный симбиоз. Система мониторинга оборудования предоставляет в 1С:ТОИР необходимую информацию о состоянии объектов: простоях, загрузке, наработке на отказ в каждый момент времени. А система 1С:ТОИР дает пользователям общую информацию о процессах ремонта и технического обслуживания: сколько человек необходимо для ремонта, сколько времени длился ремонт, какие материалы были израсходованы, сколько их осталось на складе и многое другое.

Ломоносовский опытный завод использует обе системы для активной борьбы с простоями. Например, сопоставляя данные в АИС «Диспетчер» о реальном времени отказа с временем реагирования ремонтной службы в 1С:ТОИР, фиксируется объективный период реагирования. А далее идет работа над его сокращением. На заводе применяется метод «Бережливого производства», и компания работает над повышением эффективности за счет постоянных малых улучшений. Интеграция АИС «Диспетчер» и 1С:ТОИР дает желаемый инструмент для определения точек оптимизации.

image_15.JPG


Эффект интеграции с системами мониторинга оборудования и АСУ ТП

Что дает интеграция с системами мониторинга оборудования и АСУ ТП?

  • Позволяет полностью освободить сотрудников от рутинной работы ежедневного ввода данных. Высвобожденное время специалистов может быть направлено на другие участки производства или на задачи по развитию.
  • Повышает качество данных, дает ускорение их поступления и обработки, исключает риск человеческой ошибки.
  • Позволяет оперативно управлять имеющейся информацией о состоянии оборудования, управлять простоями.
  • Определяет переход на проактивные стратегии обслуживания оборудования — по состоянию, по наработке и так далее.

Интеграция — это не достижение, а норма

Итак, давайте подведем итоги. Широкие интеграционные возможности современного отраслевого решения для предприятий и корпораций — это не достижение, а норма. Это стандарт, который ожидается заказчиками и поддерживается разработчиками уже сегодня.

Система более не может изолированно существовать на предприятии. Все запросы поступают именно на интеграцию, объединение, стандартизацию данных, создание единой информационной среды, которая позволяет комплексно управлять процессами на предприятии.

И это не так сложно, как кажется. Наши заказчики проходят этот путь вместе с нами на проектах внедрения 1С:ТОИР, и на выходе получают ИТ-ландшафт, единое информационное пространство, которое готово для масштабирования и дальнейшего развития. Это помогает добиться максимального экономического эффекта от внедрения информационной системы.

И, что не менее важно, комплексная автоматизация взаимосвязанных процессов позволяет не только получить экономический эффект, но и наглядно его увидеть и подсчитать.

image_16.JPG

Поделиться: