Развитие экосистемы 1С:ТОИР — путь длиной в 15 лет. От системы для управления ремонтами до EAM, RCM, AI

Мы развиваем линейку 1С:ТОИР для управления активами предприятий уже более 15 лет. С чего мы начинали? Какие этапы прошли? Как на базе отдельной отраслевой программы на платформе 1С была создана целая экосистемы решений, которая сегодня включает в себя как мобильные технологии, так и технологии машинного обучения? Какой эффект может дать использование инструментов экосистемы для увеличения эффективности обслуживания активов? Об этом рассказывает руководитель направления разработки программных продуктов «Деснол Софт» Андрей Сериков.

Начало истории

История всей линейки продуктов берет свое начало в 2005 году, когда в компании «Деснол Софт» была сформирована команда «Ремонт-Эксперт». Команда специализировалась на автоматизации управления ремонтами и смежных с этой областях. Под таким же названием начал разрабатываться первый продукт, его наработки потом были использованы для создания совместного с фирмой «1С» нового продукта. Наше развитие могло пойти разными путями. Но компания решила специализироваться в области автоматизации ТОиР. И это предопределило значительную часть будущего пути. А пока… в 2009 году увидел свет «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования».

Цель: включить все функции CMMS-систем

В первых версиях продукта разработка была сосредоточена на том, чтобы включить в продукт все функции CMMS-систем. Computerized Maintenance Management System (CMMS) — комплекс программного обеспечения, включающий базу данных оборудования предприятия, модули планирования проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта, оформления заявок на проведение ремонта, модули складского учета, заявок на покупку запчастей и материалов, учета человеко-часов, ведения различных статистик (расхода запчастей и материалов, потраченного времени на выполнение плановых и внеплановых ремонтов, потраченных ресурсов на отдельно взятые объекты, узлы, оборудование, технику и другие ценности в ходе технического обслуживания).

Термин CMMS появился чуть ли не в 1960-х годах прошлого века, но принципы, которые за ним стоят, актуальны и сейчас. Он означает «компьютеризированная система управления обслуживанием» и подразумевает наличие и ведение разных баз данных:

  • базы данных оборудования на предприятии,
  • планов проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта,
  • базы заявок на проведение ремонта и заявок на покупку запчастей
  • складской учет,
  • различные статистики.

Всё это нашло отражение в нашей системе. Основными модулями в ней были:

  • учет оборудования и нормативов (позволял собрать всё оборудование в иерархический справочник «объектов ремонта», ввести к нему нормативы в виде технологических карт);
  • модуль планирование ремонтов (главная ценность программы — мощный механизм автоматического расчета графиков ППР (планово-предупредительных ремонтов) с учетом всех ограничений);
  • модуль управления нарядами и работами (для учета заявок на ТОиР и нарядов на выполнение работ.

Цель: включить функции EAM-систем

Развитие программы не останавливалось, и следующей целью стало дополнить систему функциями EAM. Enterprise Asset Management (EAM) — систематическая и скоординированная деятельность организации, нацеленная на оптимальное управление физическими активами и режимами их работы, рисками и расходами на протяжении всего жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации.

EAM-система предназначена для управления основными фондами предприятия в рамках стратегии EAM. Его применение ориентировано на сокращение затрат на техническое обслуживание, ремонт и материально-техническое обеспечение без снижения уровня надежности либо повышение производственных параметров оборудования без увеличения затрат. А EAM-система — это программное обеспечение, которое позволяет такую деятельность вести.

Помимо управления техническим обслуживанием и ремонтами от EAM-системы ожидают поддержку:

  • материально-технического снабжения и управления складскими запасами (запчасти для технического обслуживания);
  • управления финансами, качеством и трудовыми ресурсами в части технического обслуживания, ремонтов и МТО.

В 2011 году вышел 1С:ТОИР версии 1.3, который поддерживается до сих пор. В него были добавлены элементы EAM: связь с бухгалтерской системой и учетом основных средств в 1С:УПП (1С:Управление производственным предприятием).

При всем этом 1С:ТОИР был скорее «учетной системой» для отражения ремонтных работ. В ней нужно было заполнить нормативно-справочную информацию об объектах ремонта и нормативах, отражать свершившиеся факты хозяйственной деятельности документами и формировать разнообразную отчетность.

Уже на этом этапе стало понятно, что развивать систему в парадигме «какой еще модуль добавить в учетную систему» слишком сложно. И первым подверглось сомнению само понятие «учетная система». Мы стали развивать и усиливать те возможности, которые делали 1С:ТОИР системой управления, а не просто «учетной системой».

Цель: система управления

Чтобы управлять, нужны две вещи.

1. Иметь возможность наблюдать и видеть ситуацию. Причем это относится как к настоящему — видеть то, что у нас происходит сейчас, так и к прошлому — расследовать что и почему происходило, а также к будущему — стоить планы и задавать цели.

2. Иметь возможность контролировать ситуацию — то есть начинать, изменять и завершать процессы в ней.

Изменение подхода потребовало выпуска новой редакции решения, и в 2015 году вышел «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» (или просто 1С:ТОИР 2 КОРП).

Помимо современной версии платформы 1С и интерфейса «ТАКСИ» 1С:ТОИР 2 КОРП содержал много изменений, связанных именно с улучшением управления. Это направление поддерживается и сейчас, новые инструменты добавляются регулярно.

Некоторые примеры того, что есть в 1С:ТОИР 2 КОРП.

  • Мониторинг показателей результативности (KPI). Подсистема KPI позволяет отслеживать количественно определенные цели путем анализа показателей эффективности — таких, как готовность оборудования, топ самых затратных объектов ремонта, средняя наработка до отказа оборудования и др. Наблюдать за ними предлагается на специальных досках — дэшбордах, а анализировать и получать подробности — с помощью детализирующих расшифровочных отчетов. Помимо идеи управления, этот инструмент воплощает еще один интересный принцип — баланс между противоречивыми требованиями: с одной стороны, нужно готовое к использованию, с другой — гибко настраиваемое под нужды конкретного клиента решение. Вот мы и предоставляем список готовых показателей для первого случая и мощный конструктор — для второго.
  • Внутренний блок МТО (материально-технического обеспечения). Для технических специалистов мы дали возможность быстро видеть, обеспечен ли ремонт материалами. Увидеть это можно как в рабочем месте технического специалиста, так и внутри сметы ремонта — в самых часто используемых местах в системе. Для специалиста по обеспечению сделали единое рабочее место, в котором и выполняется вся работа. Оно позволяет видеть: сколько всего нужно было обеспечить и сколько еще осталось, сколько сейчас в резерве, сколько свободно, в том числе по другим складам, сколько уже заказано поставщикам и сколько из этого «успеет» в срок, какой минимальный остаток на складе нужно поддерживать. В этом же рабочем месте специалист по обеспечению может решать почти все свои задачи: резервировать ТМЦ под заказы и отменять резервы, формировать заказы на закупку поставщикам или заказывать перемещение товаров с других складов.Для кладовщика мы дали возможность видеть, что и под какой заказ следует выдать, сколько имеется свободных запасов, сколько уже выдано на руки. Из своего рабочего места кладовщик может оформлять выдачу материалов на руки и возврат материалов на склад.

Среди нововведений в новой парадигме много тех, которые добавили недостающие функции EAM — в части управления рисками, анализа коренных причин и управления доступностью персонала.

  • Механизм «Проведение анализа коренных причин дефектов». Обеспечена возможность поиска коренных причин дефектов путем проведения анализа, в основе которого лежит метод «5 почему».
  • Автоматизированное рабочее место (АРМ) «Проведение анализа коренных причин дефектов». Позволяет быстро определять дефекты, по которым еще не выполнялся анализ коренных причин дефектов и по которым анализ уже начали проводить.
  • Назначение на ремонт с учетом рисков. Есть возможность применения риск-ориентированного подхода (с использованием инструмента «Матрица оценки рисков») для назначения на ремонт.
  • АРМ «Управление плановой доступностью персонала». Позволяет устанавливать плановую доступность персонала для выполнения ремонтных работ, которая определяется графиками работ сотрудников с учетом выходных, отпусков, больничных и др.
  • АРМ «Ресурсное планирование работ подразделения».Позволяет быстро назначать исполнителей ремонтных работ и регистрировать наряды, учитывая нагрузку на сотрудников.

Цель: интеграция в информационный ландшафт предприятия

Следующим вызовом развитию было понимание того, что продукт не находится в изоляции на предприятии, он всегда как-то интегрирован в общий информационный ландшафт, и чем лучше интеграция, тем более полезной является система.

В 1С:ТОИР 2 КОРП много возможностей по обмену информацией с другими решениями.

  • Универсальная интеграция с АСУ ТП. Позволяет в автоматическом режиме получать данные с датчиков и контроллеров. Полезна для снижения нагрузки на персонал и исключения ошибок при вводе первичных данных.
  • Интеграция с АИС «Диспетчер» (системой мониторинга данных).Позволяет в автоматическом режиме получать с промышленного оборудования данные мониторинга: состояние оборудования и причины простоя, значения измеряемых параметров, информацию об аварийных ситуациях оборудования. Полезна для снижения нагрузки на персонал и исключения ошибок при вводе первичных данных.

Кроме того, предусмотрены интеграции с целым рядом решений на платформе 1С, включая многие важные производственные аналитические и информационные системы:

  • «1С:ERP Управление предприятием 2»
  • «1С:Управление производственным предприятием»
  • «1С:RCM Управление надежностью»
  • «1С:Производственная безопасность. Промышленная безопасность»
  • «1C:Документооборот»
  • «1C:Управление торговлей 11»
  • «1С:Номенклатура»
  • «1С:Зарплата и управление персоналом 8»

Цель: мобилизация

В какой-то момент мы обнаружили, что не можем реализовать новые функции из-за того, что «уперлись» в качественные характеристики получившейся системы: полноту, достоверность и оперативность введенных данных. Организационными мерами повышение этих характеристик достигалось плохо, и мы вынуждены были искать другие решения. Нам нужно было повысить оперативность и доступность системы для работников, в том числе удаленных.

…И мы создали отдельное приложение «Мобильная бригада». Приложение работает в связке с системой 1С:ТОИР 2 КОРП .

Приложение универсально и используется как инструмент:

  • для сотрудников, которые выполняют плановые и аварийные ремонты оборудования непосредственно на объектах обслуживания;
  • для обходчиков, проводящих регламентные мероприятия по обслуживанию оборудования;
  • для диспетчеров, выполняющих регистрацию дефектов;
  • для операторов, занимающихся учетом наработки, контролируемых показателей, состояний оборудования;
  • для контроля выполнения работ, перемещений сотрудников, пребывания персонала на рабочем месте.

Плюсы: сокращение времени реагирования и выполнения работ, повышение точности данных, повышение дисциплины.

Цель: синергия решений, управление надежностью

Мы продолжали развивать наши продукты не только в плане технологий, но и в плане методологии. Следующим закономерным шагом после ТОиР стало управление надежностью. За основу мы взяли готовую методику RCM. Reliability-Centered Maintenance (RCM) — техническое обслуживание, ориентированное на обеспечение надежности.

Новые сущности и процессы усложнили бы и без того сложную структуру решения 1С:ТОИР, поэтому мы решили сделать отдельное решение для управления надежностью. В конце 2019 года вышла конфигурация «1С:RCM Управление надежностью».

1С:ТОИР 2 КОРП и 1С:RCM могут работать по отдельности, но на полную их возможности раскрываются именно при совместной работе. 1С:ТОИР 2 КОРП предоставляет данные для анализа — структуру оборудования, технологические карты обслуживания и историю дефектов. В 1С:RCM формируется оптимальная программа обслуживания, обеспечивающая требуемую надежность и передается обратно в 1С:ТОИР.

Цель: цифровые технологии за пределами платформы 1С, сервис предиктивной аналитики

Цифровые технологии сейчас проникают во все сферы жизни. Но почти все из них разработаны на открытых технологиях (язык Python и открытые библиотеки машинного обучения), а не на 1С.

Мы разработали собственный сервис обнаружения аномалий в работе оборудования, из которого 1С:RCM может получать данные. Мы предлагаем его нашим клиентам. Сервис использует инструменты машинного обучения — мультирегрессию на основе градиентного бустинга над решающими деревьями. Он основан на взаимном предсказании значений датчиков в каждый момент времени. Модель обучается, запоминает «нормальный режим работы» и потом способна сказать, когда какие-либо датчики ведут себя «не так, как от них ожидается».

Мы пошли дальше и включили аналог это сервиса в «коробку» 1С:RCM. Теперь клиенты могут самостоятельно развернуть экземпляр механизма предиктивной аналитики у себя. Приобретая «коробку» 1С:RCM, клиент получает и технологию, и готовые инструменты для организации предиктивного анализа своего оборудования.

Использование предиктивной аналитики поможет:

  • в контроле нарушений режимов эксплуатации,
  • в обнаружении скрытых неисправностей,
  • в повышении качества RCM-анализа.

Экономический эффект от работы в экосистеме 1С:ТОИР

Что же такое экосистема 1С:ТОИР? Это целый комплекс решений в области управления ремонтами и обслуживанием материальных активов. Элементы экосистемы могут интегрироваться с 1С:ERP для организации сквозных процессов.

Думая о развитии экосистемы, мы сосредоточены не только на функциях входящих в нее программ, а больше смотрим на то, какие ценности получают наши клиенты, какие задачи они могут решать, что могут позволить делать, на что повлиять.

Мы проанализировали экономический эффект на разных наших проектах с 2018 по 2021 год. Подсчитали в целом более 60 показателей по разным организациям и предприятиям. Здесь представлены некоторые из них — реальные цифры, подтвержденные клиентами.

экономический эффект.jpg

Планы на будущее

Итак, перечислим ключевые моменты развития в 15-летней истории экосистемы 1С:ТОИР:

  • Система управления ТОиР
  • Интеграция с другими решениями и системами ИТ-ландшафта
  • Мобилизация
  • Синергия решений для управление ремонтами и управления надежностью
  • Цифровые технологии за пределами платформы 1С для предсказания отказов и предиктивной аналитики

Каков следующий шаг в развитии экосистемы?

  • Создание корпоративного университета — центра онлайн-обучения по цифровизации ТОиР.

Поделиться: