13 Октября 2025
Роботы-гуманоиды, экзоскелеты, искусственный интеллект, цифровые двойники и беспилотные аппараты — действительно ли эти технологии Индустрии 4.0 находятся сегодня в центре внимания технических служб российских промышленных предприятий? Центр экспертизы ТОиР компании «Деснол», разработчика и интегратора экосистемы 1С:ТОИР, решил спросить об этом экспертов отрасли и делится результатами ежегодного обзора глобального и российского рынка технического обслуживания, ремонта и эксплуатации оборудования и активов.
Согласно данным британской исследовательской компании The Business Research Company, а также международной исследовательской компании IMARC Group ожидается, что объем мирового рынка технического обслуживания, ремонта и эксплуатации (MRO) в 2026 г. достигнет $717–738,5 млрд, при этом среднегодовой темп роста (CAGR) к 2029–2033 гг. составит 2,33–3,8%.
Среди глобальных тенденций 2025 г. — растущее внимание к безопасности труда и необходимости управления активами на протяжении всего жизненного цикла активов, продолжающийся курс на предиктивное и профилактическое обслуживание, доступность и повышение надежности активов, рост интереса к мобильным решениям для полевых осмотров оборудования и платформам e-commerce.
Как сообщается в отчете Maintenance Repair And Operations Global Market Report 2025, из-за стремительного повышения тарифов США и последовавшей за этим торговой напряженности весной этого года мировой рынок столкнулся с трудностями из-за возросших расходов на аппаратные компоненты. Кроме этого, начались задержки в глобальных цепочках поставок.
Теперь компании вынуждены уделять приоритетное внимание цифровой трансформации, инструментам принятия решений на основе данных, оптимизации затрат и стратегическому управлению запасными частями. На фоне внешнеэкономических факторов продолжат развитие главные, в том числе и для российского рынка, тенденции последних лет — цифровизация и интеграция рынка с Индустрией 4.0, кастомизация решений, коллаборативная робототехника и автоматизация.
Денис Труфакин, пресс-служба Деснола
Думаю, что мировые тенденции продолжатся и в 2026 г. Сегодня для российского рынка особенно актуальны вопросы, связанные с закупочной деятельностью и планированием. Об этом в том числе говорят металлурги, которые исторически являются индикаторами технологических инноваций. На рынке уже развиваются B2B-маркетплейсы для промышленных компаний. Некоторые предприятия пошли в сторону развития собственных решений. Например, в этом году мы реализовали проект с одним из лидеров рынка цветной металлургии по интеграции EAM-системы 1С:ТОИР КОРП с внутренним маркетплейсом регулярно-потребляемых материалов. Такая связка поможет ремонтной службе упростить закупочный процесс, контролировать остатки и эффективно управлять складскими запасами
Денис Труфакин
директор Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол»
Драйвером роста глобального рынка MRO в 2026 г. останется обрабатывающая промышленность. По мнению экспертов российского рынка технического обслуживания и ремонта (ТОиР) оборудования, этот сектор российской экономики также будет лидером в ближайшие годы в сфере цифровизации процессов управления активами. Как и в прошлом году, автоматизация продолжит активно проникать в пищевую промышленность. Интерес к цифровым инструментам покажут горнодобывающая и химическая промышленности, оборонно-промышленный комплекс, энергетика, металлургия, транспортный и нефтегазовый секторы.
Артур Черехович, пресс-служба Деснола
В Западном мире исторически запрос на автоматизацию был продиктован высокой стоимостью трудовых ресурсов. В России, наоборот, у нас дешевый трудовой ресурс, но есть одна проблема — стремительно растущий дефицит квалифицированных кадров. Компании вынуждены идти в цифровизацию и автоматизацию для снижения потребности в трудовых ресурсах. Соответственно, мы должны четко понимать, чем конкретно в каждый период времени заняты у нас люди, чтобы выйти на максимальную производительность труда. Это связано зачастую не с определенным человеком, а с организационным контекстом. С тем способом работы и с теми инструментами, которые человек использует в обслуживании активов
Артур Черехович
начальник управления по безопасности и эффективности производственных процессов Иркутской нефтяной компании
Сегодня российские промышленные предприятия живут в условиях не только социально-экономических, но и технологических вызовов, находясь на стыке сразу трех промышленных революций, включая Индустрию 6.0. В металлургическом, горно-добывающем и нефтяном секторе уже активно используется роботизированная техника. Например, для газоанализа или подъемно-разгрузочных работ на складах. Этому находят применение также экзоскелеты. Вместо вилочного погрузчика они могут помочь с разгрузкой тяжелых материалов в труднодоступных местах или при выполнении ремонтных работ подержать задвижку весом несколько сот килограмм.
Применение постепенно находят и нейросети, которые с помощью цифровых фото сварных швов определяют дефекты, что в разы ускоряет ремонтные работы, но, как отмечают эксперты отрасли, для того чтобы этот инструмент работал, нужна база данных, а для базы данных — дисциплина сбора и хранения информации, с которой сейчас в России проблемы.
На фоне активного развития технологий и внедрения новейших инструментов в российскую промышленность, таких как беспилотные аппараты, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальности (VR/AR), в сфере ТОиР многие промышленные компании все еще находятся на этапе развития инструментов автоматизации для обеспечения базовых потребностей предприятий, связанных с учетом и планированием ремонтной деятельности.
Мы много экспериментируем с различными технологиями. Например, используем смарт-часы для трекинга рабочей нагрузки сотрудников. Применяли AR-очки для удаленного доступа иностранного специалиста к проведению пуско-наладочных работ. Но я в целом не вижу в России системности в применении технологий. А чтобы они работали нужен фундамент, и мой основной фокус сейчас не на дронах, не VR, а на том, чтобы научиться нормально планировать и готовить ремонтные работы, прежде чем их делать в поле. Перебороть психологию, когда мы все бросаем и бежим, сломя голову, решать каждую проблему в момент ее проявления, крайне тяжело. Принцип «кто громче кричит — того и тапки» все еще сильно довлеет над процессом распределения ограниченных ресурсов. В нефтегазовой отрасли уже нашли широкое применение беспилотные летательные аппараты для наружного мониторинга состояния оборудования, появились системы для облета внутри колонного оборудования и резервуаров. Да, беспилотники здорово прикрывают, в частности, линейные объекты с точки зрения безопасности, но решают ли сегодня главные вопросы промышленных предприятий по обеспечению базовых бизнес-процессов — это вопрос
Артур Черехович
начальник управления по безопасности и эффективности производственных процессов Иркутской нефтяной компании
Константин Зырянов, пресс-служба Деснола
Общий курс на возврат к оптимизации основных бизнес-процессов наряду с продолжающейся цифровизацией ТОиР подтверждает Константин Зырянов, ведущий российский методолог и тренер в области управления активами, ТОиР и надежностью, основатель издательства «Надежная книга». Эксперт уже видит, как многие компании начинают обращаться к тому, что практики планирования — это основы управления регулярным и базовым комплексом ТОиР, и планирование должно ставиться во главу угла ремонтной деятельности.
Когда мы внедряем новые технологии или практики, мы по старой доброй традиции хотим пробежать сто лет за один год. Продумывать все досконально до реализации ремонтных работ — это нетипичный подход в России. Эту практику нужно еще внедрять, внедрять и внедрять, чтобы люди не принимали опрометчивых решений в обход всем требованиям, а следовали тем алгоритмам, которые заложены инструкциями производителей и требованиями компании. Многие думают, что сделают быстрее и качественнее, чем прописано в инструкциях, и идут на осознанное нарушение, считая: «Я самый умный». В реальности — так чаще всего не бывает. И это вопросы, связанные и с обучением, и мотивацией персонала в том числе
Артур Черехович
начальник управления по безопасности и эффективности производственных процессов Иркутской нефтяной компании
В 2024–2025 гг. российская промышленность усилила курс на формирование единого ИТ-ландшафта управления активами и создание комплексных экосистем на платформе «1С:Предприятие», причем не только в контексте процессов управления ТОиР, но и в контексте сохранения и развития эксплуатационной и технической целостности предприятий. При этом в фокусе автоматизации оказался как полный ремонтный цикл, так полный жизненный цикл активов, который начинается еще с этапа проектирования производственных мощностей и сложных инженерных систем.
Изменения в чертеже обходятся компании намного дешевле. В моей практике была ситуация, когда из теплообменника невозможно было демонтировать трубный пучок из-за того, что напротив крышки теплообменника располагалась капитальная колонна здания. А чтобы решить эту проблему, нужны не маленькие затраты. Такие вещи легко отследить и скорректировать еще на этапе 3D-моделирования и с помощью специальных алгоритмов автоматически проверить приспособленность оборудования к техническому обслуживанию
Артур Черехович
начальник управления по безопасности и эффективности производственных процессов Иркутской нефтяной компании
В 2024 г. проект автоматизации ТОиР и вместе с ним организация процессов обслуживания оборудования начались еще на этапе строительства гринфилд-проекта компании «Черногорская ГРК», входящей в холдинг «Русская платина». В настоящий момент предприятие использует EAM-систему «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП» от разработчика и интегратора компании «Деснол» в части фиксирования параметров оборудования при проведении шефмонтажных и пусконаладочных работ, формирования нормативно справочной информации, а также управления небольшими объектами инфраструктуры и эксплуатации, например, автобазой.
Предприятие уже создает сообщения о дефектах и на основании сообщений — сметы на ремонт, ведет работу по разработке бюджета на 2026 год. Внедрение 1С:ТОИР КОРП позволило на данном этапе сформировать в системе необходимый для работы объем технической документации (каталоги, руководства по ремонту, чертежи, схемы) в связке с объектами ремонта. Параллельно компания проводит обучение нового персонала работе в системе.
Таким образом адаптация новых сотрудников происходит в более короткие сроки и мы сразу ставим на правильные рельсы принятый персонал и набиваем шишки на небольших объектах эксплуатации, чтобы уже после запуска крупных объектов идти в более глубокие процессы автоматизации. Например, в следующем году мы планируем запустить ТЭЦ мощностью 80 МВт и обогатительный комплекс. Мы можем видеть всю историю производственных активов еще до запуска эксплуатации, хранить информацию, начиная с первого этапа жизненного цикла оборудования. Накопленная информация и ее анализ обеспечат максимальную эффективность производственных активов
Евгений Цыбульский
директор по техническому обслуживанию и ремонту ООО «Черногорская ГРК»
В настоящий момент компания решает вопрос передачи данных из инженерной BIM-системы SAREX в 1С:ТОИР КОРП. Параллельно прорабатываются вопросы интеграции 1С:ТОИР с другими корпоративными системами — закупками, управлением автотранспортом. В планах на ближайшую перспективу — внедрить мобильное ТОРО спустя полгода после запуска основных мощностей.
Источник: udokancopper.ru
Автоматизация ТОиР в «Удоканской меди» шла с учетом запускаемых во время реализации проекта новых мощностей горно-металлургического комбината. Такие условия требовали гибкого подхода проектных команд к синхронизации данных для построения единой информационной среды, в том числе с помощью интеграции 1С:ТОИР КОРП с продуктами единой системы 1С — 1С:ERP. УХ, 1С:ЗУП, 1С:УАТ.
Сейчас глобально идет переход с импортных систем, того же SAP, на платформу «1С:Предприятие». И многие компании находятся еще только в начале своего пути. А это подразумевает интеграцию между собой всех смежных бизнес-процессов — системы бюджетирования, МТО, MES-системы, документооборота, управления персоналом. Чтобы увязать все это в единую систему ERP, потребуются годы
Артур Черехович
начальник управления по безопасности и эффективности производственных процессов Иркутской нефтяной компании
За полгода до начала комплексной цифровизации процессов управления активами в ГК «Агропромкомплектация» команда проекта проработала методологическую основу, в которую легли абсолютно все этапы ремонтного цикла по всей цепочке производства. Для этого привлекались 1500 специалистов технического департамента, включая технические службы и производственный персонал.
Илья Мещеряков, пресс-служба Агропромкомплектации
Для нас была важна не скорость реализации проекта, не оболочка программного продукта, а экспертиза команды как с нашей стороны, так и со стороны компании-разработчика и интегратора «Деснола» в части правильной организации и оптимизации бизнес-процессов
Илья Мещеряков
руководитель технического департамента ГК «Агропромкомплектация»
Эффект от применения такого подхода не заставил себя долго ждать. Предприятие на 60% сократило долю затрат на аварийные ремонты (факт — 20% против 80% ранее). Доля аварийных ремонтов относительно плановых снизилась с 70 до 15%, что привело к росту производительности труда. Количество неисправностей оборудования уменьшилось на 30%. За счет детализации, более точного прогнозирования и обеспечения потребности в материалах для обслуживания и ремонта на горизонте 12 месяцев компания создала целевую модель склада запасных частей с потенциалом снижения на 12% ежегодно. Предприятие уже масштабирует опыт пилотного проекта еще на шести заводах группы компаний.
Согласно прогнозу международной консалтинговой компании Mordor Intelligence, в ближайшие годы высокую динамику покажет предиктивное обслуживание — среднегодовой темп роста составит 35,2%. За пять лет — с 2025 по 2030 годы — рынок вырастет в 4,5 раза и достигнет $63,64 млрд. Этому будут способствовать снижение цен на датчики, конвергенция периферийных и облачных вычислительных технологий и продолжающаяся цифровизация промышленности в капиталоемких секторах экономики.
В этом году мы продолжили общемировой тренд на IIoT (Industrial Internet of Things) и разработали более облегченную версию современных SCADA-систем, которая в связке с мастер-системой 1С:ТОИР КОРП помогает собирать показатели работы, автоматизировано контролировать состояние и фиксировать простои оборудования, а также передавать данные с автономных датчиков вибрации, газоанализаторов, термометров, амперметров и счетчиков импульсов в 1С:ТОИР КОРП с использованием технологии LoRaWAN. Это не отменяет возможности использовать нашу EAM-систему в связке с современными MES-системами, АСУ ТП или SCADA, как, например, на проекте с ГК «Алютех» из Республики Беларусь
Антон Санников
ведущий эксперт Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол»
Сергей Лобанов, пресс-служба Деснола
По словам Сергея Лобанова, руководителя проекта автоматизации ТОиР компании «Сумитек Интернейшнл», собирать историю всей жизни тяжелой карьерной техники помогают системы VHMS (Vehicle Health Monitoring System). И если инновации и проникнут в ближайшее время с точки зрения массового спроса, то коснутся, в первую очередь, обработки большого массива данных за счет механизмов искусственного интеллекта, способных давать выжимку в виде фактической неисправности или понимания, что давления в моторе больше, чем нужно. Идеальное будущее — когда искусственный интеллект будет давать механикам рекомендации по ремонту.
Сегодня искусственный интеллект может делать правильный расчет потребления изоляции или достаточно точно посчитать коррозию материала, но в условиях заданной вами среды эксплуатации, например, влажности и температуры. Чтобы эта информация была максимально полезной на практике, должен быть настроен определенный уровень автоматизации. Я все еще должен сам понимать текущее состояние толщины металла, степень деградации за год, уметь просчитать, когда мне нужно что-то поменять или переварить. Умный подсказчик может уже сейчас мне сказать, что при этих условиях деградация будет в течение семи лет, но в какой точке мы находимся на данный момент в этот период времени — он не скажет
Алексей Сулин
директор по ремонтам крупной производственной компании
Искусственный интеллект все больше находит свое применение для обнаружения аномалий в работе датчиков и удаленного мониторинга оборудования. Такой опыт уже есть на рынке обслуживания газотурбинных установок. Активно предиктивную аналитику с помощью искусственного интеллекта развивает Госкорпорация Ростех. По словам участников рынка, необходимо очень осторожно подходить к интерпретации данных с помощью технологии Machine Learning (машинного обучения) и тщательно фокусироваться на накоплении данных: на малом объеме информации инструмент дает неожиданные и неточные результаты.
Иркутская нефтяная компания
Сервис предиктивной аналитики есть в продуктовой линейке экосистемы 1С:ТОИР и идет дополнением к системе «1С:RCM Управление надежностью» от российского разработчика и интегратора компании «Деснол». Инструмент позволяет определять нарушения при эксплуатации оборудования, обнаруживать скрытые неисправности и, тем самым, повышать качество и точность RCM-анализа в системе 1С:RCM. Оба продукта уже рассматривают как продолжение развития экосистемы 1С:ТОИР такие компании, как «Удоканская медь», «Нэфис Косметикс», «Черногорская ГРК» (входит в холдинг «Русская платина») и Иркутская нефтяная компания.
1С:RCM интересуются чаще всего крупные предприятия, которые уже автоматизировали базовые бизнес-процессы ТОиР и находятся в поиске инструментов развития экосистемы решений в части минимизации затрат и повышения надежности активов. В программном продукте предусмотрено рабочее место для анализа критичности единиц оборудования, но для достижения экономического эффекта в результате внедрения системы необходимо, чтобы на предприятии уже была выстроена категоризация оборудования по степени критичности
Денис Труфакин
директор Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол»
Надежность такого оборудования связана не только с экономией на производстве, но и с экологическими и репутационными рисками, вопросами безопасности труда, рисками штрафов за невыполнение договорных обязательств в случае нарушения сроков выпуска продукции. Именно эти категории заложены в основу оценки тяжести последствий видов отказов в 1С:RCM. Программный продукт помогает определять наиболее эффективные стратегии обслуживания на основе рискориентированного подхода. При необходимости можно оценивать другие издержки и настраивать критерии оценки в соответствии со спецификой предприятия.
Система позволяет формировать и сравнивать стратегии, дает рекомендации по выбору оптимальных вариантов обслуживания на основе наиболее высокого показателя ROI. Осенью 2025 г. запланирован выход обновленной версии системы «1С:RCM Управление надежностью» редакции 2.0, которая, по словам разработчиков, будет отличаться качественно новым уровнем интеграции с продуктом 1С:ТОИР КОРП и новыми функциональными возможностями, включая RCA-анализ (анализ коренных причин дефектов).
Полная версия обзора топ-10 трендов ТОиР в 2026 г. доступна по ссылке...
Задать вопросы экспертам обзора можно на конференции Excel vs 1С:ТОИР уже 28–30 октября 2025 г.
Поделиться: