25 Ноября 2021
В Иркутской нефтяной компании система «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» работает с 2016 года. Решение дает согласованное управление всеми основными материальными активами, техническим обслуживанием и ремонтами, материально-техническим обеспечением, складскими запасами, а также бюджетом, персоналом и документацией в области ТОиР. Виктор Кайдалов, специалист по модернизацией информационных систем в Иркутской нефтяной компании, рассказывает о том, как сейчас продолжается развитие и совершенствование процессов управления ремонтами за счет средств автоматизации.
Иркутская нефтяная компания является одним из крупнейших независимых производителей углеводородного сырья в России. Группа компаний ИНК занимаются геологическим изучением, разведкой и добычей углеводородного сырья на месторождениях и участках недр в Восточной Сибири — в Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае.
Компания ежегодно увеличивает объемы геологоразведочных работ и добычи углеводородного сырья, внедряет инновационные решения для интенсификации добычи, совершенствует политику в сфере экологии, охраны труда и безопасности производства. В числе важных проектов развития — цифровизация процессов производства и управления активами.
В 2020 году мы совместно с компанией-разработчиком «Деснол Софт» мы провели проект по разработке мобильных чек-листов обходов на месторождениях. Цель разработки — повысить контроль качества обслуживания критичного оборудования за счет автоматизированной регистрации значений контролируемых показателей.
Отсутствие в существующем программном продукте автоматического отображения данных о состоянии критичного оборудования по итогам обходов сильно тормозило нас. Не позволяло получить тот уровень достоверности данных и оперативности их поступления, который необходим, особенно с учетом специфики производства нефтепереработки, где мы постоянно имеем дело с высокими рисками.
На что нужно сразу обратить внимание. Если вы ведете разработку уникального мобильного приложения для мастер-системы, вам придется несколько перепроектировать и саму мастер-систему. Поэтому разработчикам пришлось вносить некоторые доработки в 1С:ТОИР, создавая новые рабочие места и настраивая логику. По сути, мы создавали внутри системы новый процесс, который отражал нашу потребность в проведении обходов.
Итак, перед разработчиками были поставлены следующие задачи.
Нужно отметить, что мы пробовали сделать приложение самостоятельно с помощью другого стороннего подрядчика, но у нас это не получилось. Поэтому мы обратились в «Деснол», у которого есть опыт разработки на мобильной платформе. И с учетом перспектив развития, которые мы видим для нашего решения, мы выбрали мобильную платформу «1С:Предприятие».
Давайте посмотрим на те изменения, которые произошли в мастер-системе.
Для планирования обходов в 1С:ТОИР создано автоматизированное рабочее место «Планировщик обходов».
Здесь есть графики, статусы, а также возможность просматривать актуальную информацию по каждому обходу.
При просмотре маршрута можно видеть подразделение, а также квалификацию ремонтного персонала и коды объектов ремонта — «Месторождение», «Цех» или «Установка».
Есть кнопки навигации по календарю.
Можно выбрать период детализации в графике обходов: день, неделя, две недели, месяц.
В интерфейсе рабочего места можно добавлять регламентное мероприятие или сдвигать существующие мероприятия.
Есть календарь с возможностью выбора конкретной даты для планирования обходов.
Отдельное удобство — разные статусы для обходов, которые отображаются в «Календаре обходов» различной цветовой маркировкой.
«Обход запланирован» — этот статус устанавливается для всех обходов, которые нам предстоят.
«Обход отправлен» — этот статус устанавливается у обходов, которые были отправлены на мобильное устройство в виде документа «Заказ-наряд на регламентное мероприятие».
«Обход в работе» — этот статус устанавливается у тех обходов, по которым пришло подтверждение о начале работ из мобильного приложения.
«Обход выполнен» — этот статус с зеленым цветом устанавливается у всех обходов, по которым пришло подтверждение о завершении работ для всех объектов ремонта на маршруте, если при этом нет замечаний.
Если «Обход не выполнен», статус обозначается красным цветом.
А если «Обход выполнен с замечаниями» — оранжевым. Такой статус устанавливается автоматически в том случае, если пришло подтверждение о завершении обхода по маршруту, но при этом есть объект ремонта с признаком «Пропущен». Или если в результате обхода была зафиксирована «Неисправность».
Таким образом у нас продуманы все варианты развития событий. И каждый из них наглядно представлен в «Планировщике обходов».
Кроме того, в системе предусмотрено, чтобы на одно и то же подразделение не было назначено несколько обходов в одно и то же время. А если какой-то объект ремонта был «Пропущен» при обходе, требуется подтверждение технолога, что это сделано с его ведома. Для этого предусмотрена специальная отметка в документе «Заказ-наряд на регламентное мероприятие».
Итак, что происходит на практике? Как создаются маршруты обхода? И какую роль во всем этом играет мобильное приложение?
У нас есть плановые обходы, график которых известен заранее. Там указывается продолжительность обхода и способ планирования (интервал между обходами), а также определяются объекты обхода и список измеряемых показателей для этих объектов. Показатели могут быть качественными и количественными. Предусмотрена возможность задать особые указания к показателю с прикреплением картинок.
На основании этого графика на смену формируется «Заказ-наряд на регламентное мероприятие». За 30 минут до начала смены заказ-наряд автоматически отправляется на мобильное приложение.
На смартфон поступает push-уведомление о плановом обходе. Пользователи нашего приложения — это машинисты, операторы, электромонтеры, слесари КИПиА. Задача обходчика — пройти чек-лист по оборудованию в соответствии с заданием, установить все параметры, которые есть на оборудовании, и внести их в планшет.
Когда формируются маршруты обхода, есть точки контроля с нормативными показателями. Если машинист вносит показания с отклонениями от базовых значений, устанавливается показатель «Не норма» (это у нас называется «маркеры внимания») и в 1С:ТОИР автоматически формируется соответствующий документ. При установке «маркеров внимания» у пользователя есть возможность дополнить описание данными — прописать комментарий.
При выполнении обхода пользователь обязан считать NFC-метку или QR-код, это позволяет автоматически открыть маршрут обхода, а также является подтверждением того, что он посетил все заданные объекты. Считанные и несчитанные метки автоматически отображаются в планировщике обходов.
При необходимости пользователь может создать внеплановый обход прямо на мобильном устройстве. Кроме того, приложение позволяет идентифицировать состояния предыдущих обходов: сколько обходов из списка выполнено.
Если в процессе обхода зафиксирована неисправность на оборудовании, через мобильное приложение в 1С:ТОИР автоматически формируется документ «Неисправность». Этот документ также был разработан в ходе проекта, чтобы отразить наш бизнес-процесс.
Сложные эксплуатационные операции
Для отображения информации о планировании работ по ключевым операциям для критичного оборудования, работ по сложным эксплуатационным операциям в рамках проекта «Деснол Софт» выполнил разработку новых форм элементов справочника «Технологические карты».
Техкарта содержит технологические операции. У нас же появилась потребность в создании в системе элементов справочника «Технологические операции» с признаком «Операция СЭО/КО». КО означает «критичный объект». СЭО — это «сложная эксплуатационная операция». Мы добавили в элемент справочника «Технологические операции» вкладку «Особые указания» с конкретными рекомендациями по выполнению техопераций для критичных объектов.
Эти мероприятия, как вы понимаете, направлены на усиление параметров надежности. Для критичного объекта ремонта также могут быть переработаны список и график регламентных мероприятий. На основании этих специальных технологических карт также создаются объекты обхода, которые отображаются и в мобильном приложении. При обходе ведется учет ключевых показателей, важных именно для критичного объекта ремонта.
При обходах объектов ремонта предусмотрены следующие возможности.
Можно продолжить приостановленный чек-лист.
Есть удобный выбор технологических карт при сканировании NFC-меток или QR-кодов объектов ремонта.
Можно записать аудио или видео, сделать фото и прикрепить их к «Операциям» или «Маркерам внимания», при этом подписи к фото (дата и время) формируются автоматически.
Возможен просмотр изменений значения показателей и комментарии к ним.
Предусмотрена легкая работа с файлами: динамическое наименование прикрепленных файлов, легкий доступ к файлам, быстрое редактирование.
Основные настройки по интерфейсу приложения, а также возможность полной очистки данных приложения настраиваются на стороне «большой системы» 1С:ТОИР.
Загрузка данных происходит «пакетами». При этом возможна фоновая отправка данных из мобильного приложения. Заполнение данных и просмотр информации в приложении возможно как в онлайн, так и в оффлайн-режиме — без интернета.
При обмене передаются следующие документы и справочники.
«Заказ-наряд на выполнение регламентного мероприятия».
«Акт о выполнении СЭО/КО».
«Неисправность».
«Объекты ремонта».
«Технологические карты ремонтов».
«Технологические операции».
«Измеряемые показатели объектов ремонта».
«Значения измеряемых показателей объектов ремонта».
«Пользователи».
«Физлица».
«Единицы измерения».
Работать в приложении достаточно удобно. Основная задумка по интерфейсу — минимализм и простота. Чтобы ничего не отвлекало машинистов от основных задач. Кроме того, «Деснол Софт» сделал по нашей просьбе брендированный интерфейс — в нем используются наши корпоративные цвета.
Как вы уже поняли, важным функционалом приложения является считывание NFC-меток для идентификации оборудования. Для этого мы используем отдельное приложение NFC-ридер, ранее созданный в Android Studio под работу с уже использующимися у нас метками. То есть NFC-ридер и мобильные «Чек-листы ТОИР» — это два разных приложения на устройстве.
Сейчас с обходами у нас работают 4 газовых подразделения. Работают уже год. В общем и целом, задействованы 25 планшетов. Также закуплена большая партия планшетов, причем это смартфоны с особенностями.
Нужно сказать, что далеко не всякое мобильное устройство подойдет и будет удобным в наших непростых производственных условиях. Мы находимся в Иркутстке, шестом по величине городе Сибири. Климат у нас со значительными перепадами температур. На месторождениях, где пользуются планшетами, климат еще суровее. Поэтому не всякая техника выдержит. Так что мы долго выбирали и наконец выбрали устройства, которые нам подходят.
При выборе учитывали множество факторов — такие, как ударопрочность, влагостойкость, нечувствительность к перепадам температур, энергоемкость и другие.
Теперь о результатах. Проведение обходов автоматизировано у нас согласно установленным параметрам. Задания попадают на мобильные устройства оперативного персонала, а заполненные чек-листы передаются в мастер-систему для анализа. Отклонения по критичным объектами также фиксируются и отображаются и в системе, и в мобильных устройствах.
Мы активно готовимся к тиражированию решения. Для этого, как я уже говорил, было приобретено 60 планшетов. Так что количество пользователей в ближайшее время у нас увеличится в несколько раз. Рассчитываем на то, что эффект и польза от мобильного решения также вырастут кратно.
Поделиться: